Обзор: Сумерки эпохи Франко Дзеффирелли

  • 29-03-2021
  • комментариев

Если вы начали ходить в Метрополитен-опера в 80-х или 90-х годах, скорее всего, работы г-на Дзеффирелли были первым, что вы увидели. В конце концов, он поставил классические вступительные оперы: «Богема», «Тоска», «Травиата», «Cavalleria Rusticana» и «Пальяччи», «Турандот», «Дон Жуан», «Кармен».

И он сделал их огромными, сверхдетализированными, наполненными до отказа с массовками, усыпанный живыми животными: именно такой, какой вы представляли себе оперу. В своих лучших проявлениях постановки г-на Дзеффирелли создавали новые миры.

Но шоу нельзя возродить на десятилетия, не сделавшись немного устаревшим, и даже к расцвету режиссера «Дзеффирелли» уже было уничижительным словом , эвфемизм для скучного, безнадежно консервативного Метрополитена, который ценил мягкое богатство над драматизмом. Ничто так не утвердило эстетику компании под руководством ее нынешнего генерального директора Питера Гелба, чем замена постановок Дзеффирелли на более современные (если не всегда более эффективные), как, например, радикально экономная постановка Вилли Декера, которая недавно заменила декадентскую «Травиату 1998 года» г-на Дзеффирелли.

Начиная со своего дебюта в 1964 году, ставшего режиссером оперы Верди «Фальстаф» до его «Травиаты» 1998 года, и далее, г-н Дзеффирелли играл центральную роль в том, как «Метрополитен» воспринимался публикой - сначала как детально проработанный, а затем как склеротический. Многие реформы г-на Гелба, как на сцене, так и за ее пределами, можно было бы классифицировать как де-зеффиреллификацию Метрополитена.

Но если работа г-на Дзеффирелли становилась все более самодовольной, и теперь он больше всего известен как Обидчивый старик, который ехидно комментирует упадок оперного производства в прессе, стоит помнить, что он великий художник и когда-то был художником с таким же сильным и вдумчивым видением, как у мистера Декера или Питера Селларса. p>

Как раз вовремя, чтобы пробудить эти воспоминания, вышла журнальная книга, посвященная режиссеру. Франко Дзеффирелли: Полное собрание сочинений для обычных книг то же самое, что постановки Франко Дзеффирелли для обычных постановок. Он невероятно громоздкий и безумно яркий. Это также великолепно и увлекательно.

Фронтиспис книги - это конец постановки «Дон Джованни» мистера Дзеффирелли «Мет», в которой персонажи, обрамленные набором классически отступающих авансцен, смотрят на заднюю часть сцены из облаков. после шторма. Скромный, приглушенный, прекрасный, анти- "Дзеффирелли". Но, перевернув страницу, вы сталкиваетесь с Дзеффирелли-эстом: его La Scala Aida 2006 года, его насыщенные и зловещие цвета, гигантская декорация, затмевающая певца.

Книга продолжает бросать вас между этими двумя крайностями. и открывает целые десятилетия своей карьеры, которые в значительной степени были забыты. Его явная продуктивность и разнообразие просто головокружительны: в 1964 году он снял 10 постановок, от тщательно детализированного, недавно переосмысленного «Фальстафа» эпохи Возрождения до классной геометрической версии «После падения» Артура Миллера.

Дзеффирелли родился во Флоренции в 1923 году. Его мать умерла, когда ему было 6 лет, и его частично воспитывала группа пожилых английских экспатриантов. В 1945 году он вошел в яркую послевоенную сцену флорентийского искусства, желая стать художником-постановщиком, и вскоре познакомился и начал работать с подающим надежды режиссером Лукино Висконти. Эти двое разделяли, как пишет Джованни Гаваццени в эссе, цель «исторической реконструкции, вдохновленной поэтическим видением», постановки, одновременно реалистичной и стилизованной.

В 1953 году г-н Дзеффирелли выполнил свою задачу. дизайн для постановки «Ла Скала» Россини «Л'италиана» в Алжире, и в следующем году его попросили снова поставить постановку «Ла Сенерентола» того же композитора. Спектакль стал воплощением синтеза прошлого и настоящего г-на Дзеффирелли, сочетая костюмы 18-го века с бледной, чисто освещенной палитрой. За этим последовала серия успехов в Милане, Палермо и Генуе, но именно в 1958 году в Далласе он совершил прорыв, поставив «Травиату» с Марией Каллас в главной роли.

За некоторыми исключениями публика обожала его. , даже если критики стали скептически настроенными. Сибил Б. Харрингтон, королева правления Метрополитена в 80-х, также любила его и финансировала постановку после дорогостоящей постановки.

После того, как Джон Декстер представил Метрополитен более современную театральную эстетику в конце '' 70-х годов Дзеффирелли начал казаться скованным. К 90-м годам его подготовительные рисунки все еще были великолепны, но результаты стали одновременно преувеличенными и недоедающими, режиссера больше интересовали декорации, чем персонажи, которые их населяли.

Возможно, мистер Дзеффирелли стал больше концентрироваться на декоре, чем на действии, потому что, не имея возможности лично контролировать каждое возрождение, он хотел создать структуру, которая могла бы пережить любой состав, любую ночь - и, что еще более важно, пережить самого режиссера.

Но даже когда мы делаем fо, нам, видевшим его работы в юности, трудно перестать инстинктивно чувствовать, что это опера, и принять эстетику более сложную и правдивую. Придет время, когда никто не познакомится с оперой через соблазнительное, но ограниченное видение мистера Дзеффирелли, и это, вероятно, хорошо. Но это может занять некоторое время: Питер Гелб недавно заявил, что не планирует заменять Bohème и Turandot г-на Дзеффирелли. «Так что вы можете отдыхать спокойно», - сказал он своим сухо-комическим тоном, и публика аплодировала.

editorial@observer.com

комментариев

Добавить комментарий